Узбекский эксперт, руководитель проекта Центральная Евразия Владимир Парамонов в интервью Deutsche Welle заявил, что Пекин может свернуть программы поддержки Киргизии и Таджикистана.По его
Узбекский эксперт, руководитель проекта «Центральная Евразия» Владимир Парамонов в интервью Deutsche Welle заявил, что Пекин может свернуть программы поддержки Киргизии и Таджикистана.
По его словам, Китай будет инвестировать в основном только в социально-политическую стабильность этих двух государств. «Так как Китай сегодня не уверен в долгосрочной стабильности данных стран, то он, скорее всего, не будет инвестировать значительные финансовые ресурсы в их экономики. Более того, сильным раздражающим фактором для Пекина была и остается неготовность части политической элиты Киргизии и Таджикистана согласиться с уже подписанными договоренностями о линии прохождения государственной границы с КНР, а также растущее влияние в этих странах политического ислама и экстремистских группировок», — отметил Парамонов.
По его мнению, периодическое муссирование в Киргизии и Таджикистане так называемых проблем «незаконной» передачи части киргизской и таджикской территории Китаю преследует целью помешать стабилизации Центральной Азии, способно крайне негативно сказаться на отношениях этих двух стран региона с КНР, а в итоге и на их безопасности и устойчивом развитии, так как Пекин может свернуть программы поддержки этих двух республик.
«Дальнейшей активизации китайской экономической политики следует ожидать в Казахстане, Туркмении и Узбекистане. Это три наиболее устойчиво развивающиеся экономики, заинтересованные в использовании китайских финансовых ресурсов для целей модернизации. Более того, это те страны, которые располагают значительными запасами сырьевых и, в первую очередь, энергетических ресурсов: газа, нефти (в случае Казахстана и Туркмении), урана (в случае Казахстана и Узбекистана). К тому же именно эти три страны являются важными для Китая с точки зрения развития транспортных коммуникаций и обеспечения транзита китайских товаров в другие части континента», — резюмировал узбекский эксперт.
Как уже сообщало ИА REGNUM , 12 января 2011 года парламент Таджикистана ратифицировал протокол о передаче Китаю одной тысячи квадратных километров своей территории. Соглашение между Таджикистаном и Китаем о передаче части спорных территорий было подписано в 2002 году и теперь парламентариям было необходимо ратифицировать протокол между правительствами Таджикистана и Китая о демаркации и делимитации государственной границы. Глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи, выступая перед парламентариями, назвал данное соглашение с Китаем «великой победой таджикской дипломатии». По его мнению, «территориальный спор между царской Россией, потом СССР, и суверенного Таджикистана с Китаем берет начало со второй половины 19 века. Спорные территории охватывали около 28,5 тыс. квадратных километров территории нынешнего Таджикистана, что составляет почти 20% территории нашей страны. После подписания протокола, из этих спорных территорий Китаю отх
13ae
одит около 3% или порядка 1 тыс. квадратных километров». Представители оппозиции считают данное соглашение противоречащим национальным интересам Таджикистана. Член парламента и председатель партии Исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири назвал это соглашение «поражением таджикской дипломатии». «Ратификация данного протокола противоречит Конституции РТ, статья 7 которой гласит, что территория нашего государства является единой и неделимой. После ратификации же данного протокола около 1 тыс. квадратных километров территории РТ перейдет под юрисдикцию Китая», — считает Кабири. Тем не менее, нижняя палата таджикского парламента большинством голосов одобрила данный протокол.