Турецкий премьер Режеп Тайип Эрдоган опубликовал на страницах американского Newsweek открытое письмо в адрес Евросоюза , которое нельзя назвать иначе, как ультиматумом. В своей статье он
Турецкий премьер Режеп Тайип Эрдоган опубликовал на страницах американского Newsweek открытое письмо в адрес Евросоюза , которое нельзя назвать иначе, как ультиматумом. В своей статье он отмечает, что после произошедших в мире экономических и политических событий, новые глобальные силы, среди которых Бразилия, Индия и Турция, играют важную роль в мировой экономике. По его мнению, то, что «Большая семерка» превратилась в «Большую двадцатку», должно повлечь за собой расширение клуба управляющих мировым сообществом — Совета Безопасности за счет «поднимающихся супердержав» — Бразилии, Индии и, конечно, Турции.
Касаясь отношений с ЕС, Эрдоган отметил, что Турция больше не является страной-просительницей у дверей ЕС. «Наши европейские друзья должны понять, что турецко-европейские отношения подходят к поворотному пункту. Мы больше не та страна, которая готова ждать у европейской двери как послушный соискатель», пишет Эрдоган и представляет далее свое видение состояния дел в Европе и Турции. Называя состояние рынка труда и социального обеспечения в европейских странах «коматозным», их экономику «застойной», а общества — «гериатрическими», Эрдоган отводит Турции роль спасителя Европы. По его мнению, для собственного спасения Европа нуждается в «экономическом и демографическом динамизме» Турции.Он ссылается на прогнозы OECD, согласно которым к 2050 году Турция станет второй по масштабу экономикой Европы. «У Турции есть мощь, в которой так нуждается Евросоюз», — пишет Эрдоган.
«Турция становится глобальным и региональным политическим игроком, использующим мягкую силу (soft power). Мы ведем активную политику от Балкан до Ближнего Востока и Кавказа. Это не романтическое «неооттоманство» — это реальная политика (realpolitik), основанная на новом видении глобального порядка. В качестве достижений такой политики турецкий премьер приводит свое участие в афганских, иракских и балканских делах, и даже в вопросе иранской ядерной программы. «В условиях нового мирового порядка, в котором изменилось направление баланса сил, Евросоюз нуждается в Турции в целях формирования более крепкого, более богатого и широкомасштабного союза. Надеюсь, что европейцы придут к пониманию этой реалии, когда ещё не будет слишком поздно», пишет Эрдоган.
«Многие говорят, что у Турции нет реальной альтернативы Европе. Может быть, это и так, но верно и обратное: у Европы нет реальной альтернативы Турции», подводит итог своим размышлениям турецкий премьер. «Так в чем же дело? Почему маленькие и слабые в экономическом отношении страны были приняты в Евросоюз, а для отказа во вхождении в Союз большой и сильной Турции всегда находятся причины?», задается вопросом Эрдоган и сам же дает ответ: «Иногда я думаю, может быть, мощь Турции — лишь препятствие на ее пути в Евросоюз?».