В ближайшее время на Северном Кавказе может существенно измениться система сбора тарифов за все виды жилищно-коммунальных услуг. В плане мероприятий по реализации Стратегии развития Северо-К
В ближайшее время на Северном Кавказе может существенно измениться система сбора тарифов за все виды жилищно-коммунальных услуг. В плане мероприятий по реализации Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа, опубликованном правительством РФ , значится организация межрегионального единого расчетного центра и территориального биллингового центра в СКФО с «преимущественным госучастием по сбору средств, поступающих от потребителей коммунальных услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения с последующим их распределением между исполнителями услуг». Об этом сообщил 17 января «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в правительстве РФ. Профильные федеральные министерства должны в четвертом квартале 2011 года внести предложения по созданию такого центра.
Отметим, что сбор средств за коммунальные услуги в регионах Северного Кавказа на протяжении последних лет не раз из чисто экономической проблемы переходил в плоскость политическую. Например, задолженность за электроэнергию в Махачкале в 2006-2008 гг. неоднократно приводила к конфликтным ситуациям, в которых, наряду с мэром города Саидом Амировым и представителями энергетиков, активно участвовал и тогдашний президент Дагестана Муху Алиев .
«В некоторых частях Северного Кавказа долги местных электросетей перед поставщиками энергии, а также, например, пресловутый «разбаланс» в газовом хозяйстве возникли не по чьей-то злой воле, а в силу абсолютно объективных условий, — отмечает заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин . — Взять ту же Махачкалу. В 90-е годы город разрастался абсолютно неконтролируемо, на окраинах возникали целые стихийные поселки — причем зачастую не времянки, а вполне солидные строения. Естественно, это сопровождалось незаконными врезками во все мыслимые коммуникации. Подобные поселки — это десятки тысяч жителей, и ввести там ситуацию в легальное русло — дело не одного года, хотя сейчас в той или иной степени этим занимаются. Другой дагестанский пример — кирпичные заводы, обильно потребляющие газ. Пару лет назад новый глава тогдашний республиканского газового хозяйства заявил, что многие из них вообще ничего не платят. Характерно, что исправить такие ситуации обычно не удается без участия глав районов».
«Собственно, именно муниципальное звено пострадает, если работу по сбору платежей будут вести какие-то внешние для кавказских регионов структуры. Формально большинство муниципальных глав не имеет отношения ни к каким коммунальным сетям. В плане собственности, на Кавказе давно идет консолидация сетей. Например, электросетей, не принадлежащих МРСК, остается все меньше. Но неформально роль глав районов в этом хозяйстве и сейчас весьма велика. Они могут лишиться довольно важного источника влияния. Политически это может быть наиболее ощутимо в Дагестане и Карачаево-Черкесии, потому что эти два региона на Кавказе отличаются большим общественным весом глав местно
111c
го самоуправления,» — отметил Казенин.