Произошедшее 16 января столкновение между членами местного отделения Антифа и молодыми болельщиками футбольной команды Рубин, участвовавшими в массовом забеге под лозунгом Русские за здоро
Произошедшее 16 января столкновение между членами местного отделения «Антифа» и молодыми болельщиками футбольной команды «Рубин», участвовавшими в массовом забеге под лозунгом «Русские за здоровый образ жизни!», который состоялся в столице Татарстана, вызвало разные оценки у казанских специалистов в области изучения межнациональных отношений.
Доцент кафедры социологии Казанского федерального университета Лариса Усманова, являющаяся также руководителем проекта «Толерантность в Татарстане», считает, что сегодня в России публичная демонстрация русскими своей этничности даже с «благородными мотивами, представителями нерусских народов воспринимается как вызов их национальной идентичности».
По ее мнению, «если подчеркивается этническая идентичность, то и лозунг акции должен касаться именно национальной особенности, например «Русские — за чистоту русского языка» или «Татары — за сохранение праздника Сабантуй». «Если мы говорим об универсальных ценностях («За трезвый образ жизни!», «За мир!», «За чистую экологию!» и др.), — продолжает свою мысль специалист по толерантности, — то и призыв к их поддержке должен быть без разделения по национальному признаку: лозунг «Россияне — за здоровый образ жизни!» не вызвал бы столь болезненной реакции, поскольку не имеет этноцентричной заостренности».
Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, профессор Александр Салагаев считает, что ничего провокационного в лозунге «Русские за здоровый образ жизни!» нет, а поведение членов «Антифа», которые с дубинками и кастетами напали на болельщиков «Рубина», как раз и стоит считать экстремизмом, а не простым уличным хулиганством.
«То, что некоторые русские готовы отказаться от демонстрации своей этничности, чтобы только не провоцировать представителей нерусских народов, можно объяснить старым «комплексом вины», который у русских еще идет с советских времен, когда этничность русских подавлялась», — считает казанский социолог. Что касается участия татар среди участников забега, то, по мнению Александра Салагаева, это можно объяснить тем, что татары воспринимают себя как часть гражданской нации («Все россияне — русские»), к тому же, этнокультурная дистанция между татарами и русскими значительно меньше, чем между татарами и кавказцами.
«Этничность должна проявляться бесконфликтно», — такого мнения придерживается профессор кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяна Титова. В своем комментарии для ИА REGNUM казанский этнолог отметила, что не видит экстремистской и ксенофобской составляющей в прошедшем забеге. В то же время, по ее мнению, любые насильственные действия, фактически носящие характер самосуда, со стороны какой-либо из групп молодежи (в данном случае, членов «Антифа») независимо от их мотивации должны быть запрещены, поскольку находятся вне закона.
«Болельщики «Рубина» демонстрировали св
1375
ою этничность в форме оздоровительно-спортивного мероприятия, т.е. ничего криминального в этом не было, — считает профессор Титова, — а вот поведение так называемых «антифашистов» можно назвать только экстремизмом, какими бы, по их мнению, благородными причинами оно не прикрывалось».
Как уже сообщало ИА REGNUM , по данным правоохранительных органов, за последние два-три года в Татарстане наблюдается радикализация сторонников движения «Антифа», в состав которого вливаются представители различных молодежных течений. В качестве одной из своих основных целей члены казанского «Антифа» называют «физическую борьбу с проявлением ультраправых идей».