Проигнорировали официальную Россию. На минувшей неделе Литва отметила 20-летие трагических событий, произошедших 13 января 1991 г., когда во время штурма Вильнюсского телецентра группой захвата «Альфа» погибли 14 мирных защитников телецентра, сотни были ранены. Тогда сотни тысяч россиян вышли на площади российских городов, сочувствуя литовцам и выступая против применения военной силы против мирных демонстрантов. Казалось бы, прекрасный повод сделать отношения между государствами более теплыми. Однако этот акцент солидарности с российским народом фактически не прозвучал во время мероприятий в Вильнюсе и других литовских городах. Наоборот, мероприятия прошли под явно антироссийским пафосом, что, по мнению некоторых местных обозревателей, позволяет говорить об использовании правящими правыми силами отмечания такого трагического события в своих политических целях, а именно: напомнить избирателю, где находится истинный враг и кто будет защищать его от этого врага.
judi bola Dengan ratusan online poker kamar di luar sana, mungkin menjadi tugas menakutkan untuk memilih yang memiliki salah satu yang paling memberikan ke browser. Apa yang mungkin diperlukan untuk dikenal sebagai terbaik online poker room?
browser. Apa yang mungkin diperlukan untuk dikenal sebagai terbaik online poker room? Mungkin untuk menjadi yang terbaik on-line Kamar, satu selalu fleksibel, aman dan memberikan pengguna apa yang mereka benar-benar harus melakukannya dengan baik pemain poker. Apa pun kriteria, PokerListings.com, situs web independen yang didedikasikan untuk menjadi panduan poker Premier Holdem memiliki peringkat poker Party sementara nomor satu kamar poker internet terbaik lebih dari 39 Penanya lainnya.
Первое, что бросается в глаза, это решение официально не приглашать на мероприятия официальных представителей России — на фоне приглашения других соседей Литвы. Что приглашенные Дмитрий Медведев и Владимир Путин могли бы приехать в Вильнюс, дабы почтить память погибших, надежды было немного (хотя кто знает — приехали же они в Катынь), но сам факт приглашения выглядел бы актом доброй воли со стороны декларирующего желание «улучшать отношения с Россией» официального Вильнюса, считают некоторые местные политологи. Может быть, Москва прислала бы Бориса Грызлова — или даже и чиновника рангом пониже — но это уже был бы существенный шаг в потеплении довольно прохладных на сегодняшний день отношений. Однако ничего подобного не произошло. По словам Delfi (статья «На мероприятия 13 января Россию не пригласили»), «на мероприятиях по случаю 20-летия 13 января не будет официальных представителей России. По случаю трагических событий 13 января в Литву приедут только гости из России, которые поддерживали борьбу за независимость Литвы. Такое решение приняла спикер парламента Ирена Дегутене».
Советник Дегутене Лауринас Кащюнас сказал Delfi следующее: «Россию не приглашали. Мы приняли решение приглашать только те страны, которые в те тяжелые дни были с нами, поддержали нас. Мы рассылали приглашения и не всем странам ЕС. Учли определенные исторические заслуги. Из России, как и из многих других стран, приглашали определенных лиц. К примеру, митрополита Иллариона, который призывал советских военных не применять насилие. Пригласили диссидентов того времени, представлявших идеи ельцинской России». Остается, апеллируя к элементарной логике, спросить: если столько людей в России были тогда с Литвой, то каким образом Россию отнесли к странам, которые в тяжелые дни были «не с нами»? Если речь о руководстве России как отдельной от СССР страны, то была ли она в 1991 г.? И не поддержала ли она независимость Литвы в лице Бориса Ельцина? И какими еще «ист
8000
орическими заслугами» нужно обладать, чтобы руководителям соседней страны удостоиться чести быть приглашенными на такие торжества? И нужно ли «заслужить» такое приглашение — или же такое приглашение является просто умным дипломатическим шагом, не говоря уже о том, что оно может быть актом доброй воли и желания хороших добрососедских отношений?
Таким образом, нынешняя «официальная Россия» отделена от «ельцинской»: нынешнее руководство сознательно было решено не приглашать. Зеркальная ситуация сложилась с Польшей — в отличие от России, были приглашены все польские руководители, но их Вильнюс не дождался. То же касается и эстонских руководителей, которые проигнорировали приглашение. Эстония и Польша решили прислать всего лишь второстепенных лиц, заместителей спикеров — Юри Ратаса и Еву Кежковскую. Польские СМИ даже сообщили, что принято политическое решение не присылать руководителей высших чинов В то же время, как сообщает литовский национальный телеканал LTV, в Литву должен был прибыть спикер парламента Венгрии, которая председательствует в ЕС, Ласло Кевер, глава парламента Швеции Пер Вестерберг. Всего в мероприятиях 13 января должны были участвовать 87 зарубежных гостей.
Потребовали компенсации. Вторым не дружелюбным шагом после «не приглашения» российской делегации — стали выдвинутые именно в эти дни претензии к России, чтобы она «компенсировала ущерб». По словам BNS, премьер Литвы Андрюс Кубилюс накануне мероприятий заявил, что он «надеется, что власти РФ предпримут шаги в решении о компенсации пострадавшим от советского режима». Об этом Кубилюс сказал 11 января в интервью литовскому национальному радио Lietuvos radijas и обсудил этот вопрос с послом России в Литве Владимиром Чхиквадзе. «Я точно думаю, что у российских властей есть все возможности сделать шаг доброй воли и решить вопросы человеческого участия и компенсации пострадавшим», — сказал премьер-министр, не понимая, что дело вовсе не в смехотворной для России сумме, необходимой для компенсации, а в принципе: акт доброй воли предусматривает определенный уровень доверия и теплоты между сторонами. Не говоря уже о том, что он вовсе не является актом доброй воли, если другая сторона на его необходимость указывает, атакует, неэтично учит, как себя надо вести, и без конца требует «компенсаций».
По словам литовского премьера, он раньше обращался к премьер-министру РФ Владимиру Путину, предлагая по случаю 13 января сделать определенные шаги «в поисках подходящего решения». В сообщении правительства сказано, что в ноябре 2010 года Кубилюс написал Путину письмо и предложил назначить уполномоченное лицо, которое от имени правительства России участвовало бы в диалоге о трагических событиях 13 января, а также придало бы «доброжелательный толчок» в деле о решениях этих сложных вопросов.
«Время перемен в 1991 году также было отмечено и январской трагедией в Литве и драматическими августовскими событиями в России. В результате действий вооруженных сил СССР 13 января 1991 года в Вильнюсе остались десятки вдовцов и сирот. 13 января 2011 года в Литве пройдет торжественное мероприятие в память о 20-летии этих трагических событий. Ваше личная чувствительность, которую Вы продемонстрировали в этом году по отношению к жертвам сталинизма в Катыни вместе с премьер-министром Польши дает надежду на то, что Ваше правительство сделает шаг доброй боли в сторону упомянутых мной людей и событий в Литве, в деле решения вопросов соответствующего участия и компенсации», — сказано в письме Кубилюса.
«Советский режим — очень болезнен для всех прибалтийских стран. Я уверен, что все преступления сталинского и советского времени, независимо от того, когда они были совершены — в 1941 или 13 января 1991 года, по сути будут осуждены в духе примирения Европы», — цитируются слова из письма.
В пресс-релизе отмечено, что 11 января двусторонние отношения и исторические темы обсуждались на встрече с послом России Владимиром Чхиквадзе. В интервью радиостанции Lietuvos radijas премьер-министр Литвы сказал, что в последнее время мы можем «увидеть определенную положительную динамику в отношении нынешней России к делам исторической памяти и исторической справедливости». Потребовали снести памятник в России. Хотя можно понять чувства литовцев, которые, узнав о памятнике бойцам группы «Альфа» в каком-то второстепенном российском городке, вспомнили, что именно члены этой группы принимали участие в захвате Вильнюсского телецентра, с точки зрения дипломатии тяжело понять громкую пропагандистскую компанию на самом высоком уровне, развернутую в дни отмечания трагических событий, против российского руководства, с, фактически, требованием снести этот установленный еще три года тому назад памятник. По мнению целого ряда аналитиков, раздувать этот, как видно из литовских СМИ, совершенно случайно обнаруженный факт именно в такие грустные дни, поднимая в народе антироссийские чувства, мягко говоря, неумно, желая улучшения с Россией, от которой Литва зависит почти стопроцентно энергетически, но также и «рыночно», экономически (имея в виду, что Россия является главным импортером и экспортером Литвы).
Если бы сноса памятника потребовал у российских властей какой-нибудь депутат Сейма, вопросов не возникало бы. Но об этом заявил сам премьер-министр Литвы, а МИД Литвы послал в эти дни ноту МИДу России. Однако литовские СМИ до сих пор гадают, о чем, собственно, речь. Во-первых, неясно, кто ставил этот памятник — имеет ли официальная российская власть к этому отношение, не поставлен ли он на средства какой-то организации ветеранов «Альфы» типа общества афганцев и т.п. Однако все подается так, как если бы памятник был поставлен официальной властью: тогда почему он стоит даже не в столице, а в каком-то городке? Знала ли российская власть о нем вообще (сами литовские власти, как следует из литовских СМИ, узнали об этом случайно только теперь).
Во-вторых, неясно толком, что на нем написано — только ли название подразделения или же и есть надпись, что это памятник участникам штурма Вильнюсского телецентра (бывший советник президента Литвы политолог Альвидас Медалинскас признается, что не знает, упоминается ли там Вильнюс вообще). Тяжело поверить, что это памятник именно участникам захвата Вильнюсского телецентра: если бы там была соответствующая надпись, она бы, скорее всего, была бы не раз процитирована литовскими политиками.
Если же там только название подразделения, которое действовало по всей стране, в разных точках и его ветераны пытаются сохранять для самих себя память о годах совместной службы, то где здесь умышленный выпад против Литвы и тех жертв, которые, по свидетельствам одних очевидцев, были в ночи и неразберихе просто задавлены по неосторожности разворачивающимися танками (и существуют кадры, где люди лежат под гусеницами), а по свидетельствам других литовцев, в том числе и бывшего руководителя вильнюсских соцдемов, а ныне главы литовской партии «Социалистический народный фронт» Альгирдаса Палецкиса, были застрелены в ходе перестрелки с обеих сторон? Палецкис утверждает, что со стороны литовских борцов за независимость велся огонь с крыш и якобы у него есть доказательства: за это заявление на него Генпрокуратура Литвы завела уголовное дело.
Нота МИДа Литвы МИДу России. МИД Литвы через посольство Литвы в России выразил протест и вручил соответствующую ноту Министерству иностранных дел России в связи с тем, что в Химках установлен памятник сотрудникам КГБ, пишет Delfi («МИД Литвы выразил протест в связи с памятником спецподразделению КГБ «Альфа»). Согласно Delfi, среди удостоенных памяти на памятнике «упоминается и подразделение «А», которое в 1991 году штурмовало объекты в Вильнюсе». Из этого сообщения вытекает, что на памятнике слово «Альфа» упоминается среди других и только. Тем не менее на данный факт внимание литовских дипломатов обратил депутат от партии консерваторов Кястутис Масюлис. В своем сообщении депутат напомнил, что в ночь на 13 января 1991 года спецподразделение КГБ «Альфа» окружило телебашню в Вильнюсе и защищавших ее граждан. Во время событий 13 января 1991 года погибли 14 человек, около 700 были ранены.
«Литовские дипломаты 12 января побывали на месте памятника бойцам «Альфа», пишут литовские СМИ, хотя, как видно из вышеприведенного сообщения, это может быть не памятник именно бойцам «Альфы», а сотрудникам КГБ вообще. Дипломаты выяснили, что памятник был установлен не теперь, а давно — еще в 2007 году. «Ранее о нем учреждениям Литвы не было известно», отмечает Delfi. «Приходится сожалеть в связи с таким различным пониманием истории. Спецподразделение КГБ «Альфа» не была героем в Вильнюсе. От их рук погибли невооруженные защитники независимости Литвы», — говорится в заявлении МИДа.
«Все народы, как заведено, почитают своих защитников, которые погибли в борьбе, и увековечивают их память, устанавливая памятники. Министерство иностранных дел не считает, что действия группы «Альфа» в Вильнюсе в 1991 году заслуживают уважения со стороны демократической России и могут быть предметом гордости. Действия группы «Альфа» в Вильнюсе тогда жестко осудил первый президент России Борис Ельцин», — заявил литовский МИД.
В то же время, если руководствоваться такой логикой, России ничего не остается как требовать у Литвы снесения памятников литовским деятелям на территории Литвы, которые с российской точки зрения являются вовсе не героями, а лицами, сотрудничавшими с нацистским режимом и т.п. Чтобы избежать такой абсурдной ситуации, когда отношения между странами резко ухудшаются, поскольку имеются разные точки зрения на историю, российская позиция и состоит в том, чтобы «оставить в истории разбираться историкам». Однако похоже, что Вильнюс придерживается иной точки зрения.
Не знают, что написано на памятнике. В свою очередь телеканал BTV взял 12 января интервью у заместителя председателя парламентского комитета по иностранным делам (в прошлом главы этого комитета) соцдема Юстинаса Каросаса, который заявил, что это еще не конец. В дело вмешается и Сейм. «Вопрос памятника может быть обсужден в парламентском комитете по иностранным делам. Кроме того, этот вопрос нужно было бы задать послу России в Литве», — сказал Каросас. А другой видный общественный деятель, бывший советник президента Роландаса Паксаса по международным делам, а ныне политолог Альвидас Медалинскас прямо признал, что не знает, какая надпись имеется на том памятнике. «Если на этом памятнике упомянута не только группа «Альфа», но и Вильнюс, то это, конечно, скандал», — сказал политолог. Только возникает вопрос: если такой надписи нет, то зачем нужно было поднимать скандал в эти дни официальным литовским властям, портя тем самым и так плохую атмосферу межгосударственных отношений с Россией.
Далее Медалинскас перешел к критике внутренней ситуации в России: «После августовских событий 1991 года в России значительно вырос уровень идеализации спецподразделений. Их имидж — это русские Рэмбо, которые демонстрируют силу, убивают даже мирных лиц. Это государственная политика — укрепить культ силы и милитаристский подход, продемонстрировать, что Россия с мускулами». Такие заявления приблизительно отражают атмосферу, в которой проходили мероприятия по чествованию памяти трагически погибших невинных людей и поддержанию исторической памяти борьбы за свободу и независимость.
Премьер Литвы вменил «российскому руководству» в обязательство «должным образом оценить события 13 января». Каким языком нынешнее руководство Литвы говорит с Россией — свидетельствует и еще одно интервью литовского премьера. Оно то требует компенсаций, то вменяет «в обязательство» руководству России оценивать так, а не иначе исторические события. По словам BNS, «премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс называет абсурдом тот факт, что несколько лет назад в Москве открыли памятник сотрудникам КГБ, среди удостоенных памяти упоминается и подразделение «А», которое в 1991 году штурмовало объекты в Вильнюсе».
«Вне всякого сомнения, такие памятники — абсурд и, как мы знаем, Министерство иностранных дел отреагировало нотой, поскольку памятник убийцам 13 января ни в какие рамки не входит», — сказал 13 января Кубилюс в интервью аналитической новостной радиостанции ini radijas. Однако он отметил, что у него есть надежда на то, что в будущем руководство России должным образом оценит события 13 января. «Я мог бы лишь сказать, что вижу признаки определенной динамики в отношении России к более давней истории, к преступлениям сталинизма, и это дает мне надежду думать, что понемногу путем терпеливого диалога можно добиться, чтобы российское руководство увидело свое обязательство должным образом оценить и то, что произошло 13 января», — сказал глава правительства. Интересно, мог бы премьер таким языком говорить с руководителями других великих государств, добиваясь, чтобы те «увидели свое обязательство» вести себя определенным образом, оценивать так, а не иначе те или иные события? Мог бы он «вменять в обязательство» то или другое отношение к истории главам других стран — скажем, Бараку Обаме, Николя Саркози и